Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
25 дек 2023
Пахота
Катя Придворова

7 признаков, что пиар-агентство вас обманывает

— Получаем оплату и сваливаем в закат.

— А вы точно креативное агентство?

телеграм-канал «Влад не шутит»

Одно пиар-агентство обещало клиенту коллаборацию с несколькими компаниями. На презентации директор агентства уверял, что они сотрудничают уже много лет. Но потом оказалось, что налаженных контактов с этими компаниями нет, а со стороны агентства проектом занимается неопытная девочка.

Она не смогла ни с кем договориться, и в итоге никаких совместных пиар-кампаний не было. Заказчик заплатил за этот праздник жизни 900 тысяч рублей…

Чтобы осложнить жизнь таким агентствам, рассказываем, по каким признакам можно их разоблачить.
Признак 0. Публикуют статью о том, как обманывают пиар-агентства
Этот признак можно пропустить и перейти к следующим ;) Ладно, шутим!
Признак 1. Обещают золотые горы
Бывает как в начале этой статьи: услуги агентства продаёт опытный маркетинговый директор, а реализуют проект зелёные стажёры. Естественно, качество работы страдает.

Как обезопасить себя. Уточнять, кто именно будет работать над вашим проектом. Знакомиться с этими людьми лично. И прописывать в договоре, что именно они будут менеджерить проект и предоставлять отчёты о результатах работы. Если агентство нарушит условия, договор позволит пересмотреть размер оплаты или отказаться от сотрудничества.

А если компания обещает коллаборацию с крутыми брендами, лучше связаться с ними напрямую и уточнить, правда это или нет.
Агентство утверждало, что давно и плотно сотрудничает с «Тинькофф».
Мы решили перепроверить, и не зря
Признак 2. Берутся за всё и сразу
Если агентство хочет взять на себя и рекламу, и контент, и блогеров, и вообще всё-всё-всё, нужно насторожиться и под лупой изучить его опыт. Иначе есть нехилая вероятность, что оно не справится с нагрузкой.

Как обезопасить себя. Поручать разные виды работ разным агентствам. Например, если одно агентство хорошо разбирается в контекстной рекламе (и вы это видите по кейсам), пусть занимается только ей. А таргет и сотрудничество с блогерами лучше отдать другим компаниям. Лучше не класть все яйца в одну корзину.

«У нас одно агентство занимается контекстной рекламой, другое — сотрудничеством с брендами, третье — офлайн-ивентами. А чтобы одно агентство одинаково хорошо делало всё — ну такого просто не бывает!»

Лиза Артюшина
специалист по развитию музея-макета Петербурга 18 века
Признак 3. Не вникают в специфику бизнеса, а просто хотят продать свои услуги
Иногда уже на этапе коммерческого предложения кажется, что сотрудники агентства не разбирались в задаче, а просто спросили у ChatGPT «О чём можно рассказать в статье IT-компании». Добавили к этому смету на свои услуги и пришли к клиенту.

Как обезопасить себя. Работать только с теми агентствами, которые реально выкладываются и заинтересованы в сотрудничестве уже на этапе коммерческого предложения. Например, придумали темы материалов, разработали план офлайн-мероприятий и прописали потенциальные результаты работы.

А ещё обращайте внимание на те сферы бизнеса, которые пиарит агентство. Допустим, у них в кейсах много коучей и психологов, но при этом они готовы взять на ведение сталелитейный завод, даже не вникая в специфику его работы. Скорее всего, агентство хочет заработать денег по-быстрому, а не дать результат.
Признак 4. Завышают стоимость работ
Например, агентство в смете указывает, что аренда зала стоит 300 тысяч рублей, тогда как на самом деле — 100 тысяч рублей. Разницу агентство забирает себе в карман.

Как обезопасить себя. Всё перепроверять, особенно при работе с новым агентством. Например, перезвонить руководству этого зала и уточнить, сколько стоит аренда. Плюс сравнивать стоимость работ с другими агентствами и подрядчиками.

Изучите конкурентов, посмотрите, сколько в среднем стоит услуга на рынке. Если поймёте, что цена отличается от средней в разы, не бойтесь спросить у агентства напрямую.
Если ответ агентства вас не удовлетворит, лучше не рисковать и отказаться от работы
Признак 5. Просят предоплату до заключения договора
Возможно, это агентство-однодневка, которое хочет взять предоплату и исчезнуть.

Как обезопасить себя. Уточнить, точно ли это агентство существует. Есть ли у него юрлицо, ОГРН, ИНН? Есть ли соцсети? Как агентство их ведёт, что постит? Что говорят о работе с этой компанией ваши коллеги?
Признак 6. Не спрашивают обратную связь и не делают отчёты по проделанной работе
Недобросовестным агентствам не так важно, доволен ли клиент, нужно ли что-то улучшить или обсудить, сверить ожидания. Главное поскорее закрыть проект и получить оплату. И неважно, что в работе есть ошибки и договорённости выполнены не до конца.

Как обезопасить себя. Внимательно изучать коммерческое предложение нового агентства — если там полно громких обещаний и лозунгов, а реальных кейсов и статистики результатов других клиентов нет, стоит задуматься.

У всех кейсов должны быть подсчитанные в конкретных понятных цифрах результаты. И факты, которые можно проверить. Например, количество публикаций в СМИ. А самое крутое, когда результаты показывают в динамике:

❌ Количество упоминаний бренда в отраслевых СМИ после работы с агентством выросло в 50 раз.

✔️ До работы с агентством бренд упоминали в отраслевых СМИ 100 раз в год, после сотрудничества — 5000 раз в год.

Причём динамика должна быть не на слайдах самого агентства, а на скриншотах из систем аналитики. Хорошо, если есть отзывы реальных клиентов и их контакты — так агентство как бы говорит вам: «Ребята, если хотите — звоните, проверяйте. Мы уверены, вам скажут, что мы крутые».
Признак 7. Дополнительные правки, даже минимальные, только за отдельную плату
Дописать комментарий в текст — платите тысячу рублей. Переделать заголовок релиза — ещё тысяча. Это не прямой обман, но работать с таким агентством тяжело — невозможно планировать бюджет на пиар. И это раздражает.

Как обезопасить себя. Чётко прописать в договоре, сколько итераций правок агентство делает бесплатно, сколько стоит та или иная услуга.
Перепроверяйте ВСЁ, прописывайте все детали в договоре, и будет вам счастье.
Помогали с материалами для статьи эксперты:
  • Полина Усольцева

    диджитал-маркетолог
  • Алёна Зелинская

    менеджер по маркетингу, Bimeister
  • Лиза Артюшина

    специалист по развитию музея-макета Петербурга 18 века
Вам понравится