Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
7 дек 2023
Пахота
Лола Малова

Дурацкие правки в пресс-релизе.

Что делать?

Как выпустить релиз и не поехать кукухой — объясняем на примерах.
Привет, на связи Лола — травмированный автор с опытом в медиа госорганов. Я знаю всё о плохих пресс-релизах и даже сама их писала. Сегодня я не буду рассказывать, как больно бывает, если текст написан в ворде, а правки — от руки.

Я расскажу, как вообще бороться с глупыми правками.

Часто в пресс-релизы вносят идиотские правки. То начальник требует, чтобы бренд выглядел премиально, элитарно и вообще как SpaceX, то продуктовая команда напичкает текст айтишными терминами. Переписываешь релиз в пятый раз — и снова получаешь жёлтый от комментов документ. А в нём все типы бестолковых правок.
Какими бывают глупые правки
Синонимы. Это когда коллега вместо «запустили проект» просит написать «создали проект», а «комментирует директор» заменить на «дал комментарий директор». Такие правки не улучшают релиз, зато тратят время всей команды.

❌ Комментирует директор — Дал комментарий директор
❌ Создали проект — Запустили проект

Абсолютные прилагательные. Наша компания не «лучшая», а «самая лучшая». Ещё можно добавить, что продукт «качественный», «самый удобный» и «им пользуются “7 миллиардов человек”». Никаких доказательств не будет. В итоге скрытый смысл не считает даже самый вдумчивый журналист.

❌ Мы — самая лучшая в мире компания, покупать нужно только у нас.
❌ Мы — самая передовая компания по спилу деревьев (по мнению гендиректора).

Срез фактуры. «Беззубые» релизы — худшие на свете: журналисты не возьмут релиз без цифр и данных. Если начальник не хочет их давать, но просит много публикаций, ему надо понять — так не сработает.

❌ Для релиза дали две строчки, на уточняющие вопросы отвечали 1,5 месяца с напоминаниями несколько раз в неделю. Итоговый ответ: «Ну фактуры у нас нет, это очевидно. Новости, видимо, тоже не будет».

❌ — Давайте дадим комментарий о том, как появилась идея создания этого продукта?

— Придумайте сами.

*Придумываем*

— Это не то.

Занавес!


«Текст слишком короткий». У журналиста примерно шесть секунд, чтобы прочитать вашу новость, прежде чем он пойдёт открывать другие. Если ваш релиз не влезает в эту узкую временную рамку, то вы провалились.

❌ Сделайте ещё страничку.
❌ Добавьте ещё 2–3 комментария от наших партнёров.

Правки без правок. «Что-то тут не то», «плохо», «как-то вяло» и любые другие варианты «игр со шрифтами». Глупо давать правки, если не знаешь, в чём ошибка. Иногда текст не нравится, это нормально. Но глупые правки — это те, что критикуют без предложений. Неглупые правки вносят конкретику и объясняют запрос.

❌ Просто не нравится, ожидали другого.
Что делать, если вносят дурацкие правки
Заранее договоритесь, кто пишет, а кто даёт фактуру. Договоритесь, кто будет писать релиз и с кем его согласовывать. Иногда компании легче написать релиз инхаус. Если текст всё же решили отдавать вам, напомните о стартовых договорённостях. И самое главное: напомните себе и коллегам, что журналист не у вас на аутсорсе, его не волнуют ваши внутренние согласования, он думает о читателях.

Аккуратно попросите аргументировать правку. Возможно, вы уже устали, а коллега даст ценный совет, как сделать текст лучше. Если не хотите вносить правку, вежливо аргументируйте. Не работает — тогда вежливо отшейте правку, например, так:

✔️ Слушай, кажется, эта правка ничего не изменит в тексте. Подбор прилагательных — это субъективный выбор. Скорее всего, журналист вообще перепишет текст, как удобно ему, а мы зря потратим время на согласования.

Скиньте референсы. Иногда можно сослаться на специфику издания. Например, когда просят увеличить фактуру или сместить акцент. Помогут референсы новостей и объяснение, как они написаны.

✔️ Мы идём к изданию РБК, которое пишет новости без прилагательных и воды. Если мы немного подстроимся под их стиль, это увеличит наши шансы на выход новости в этом издании. Поэтому тут нужно сократить, а на передний план вынести цифры. Вот пример, как это выглядит у РБК: ссылочка.

В особо тяжёлых случаях — забейте. Тексты бывают плохие. Бывает, что вы пытались сделать текст хорошим, а он утонул в болоте безнадёги. Но плохим пиарщиком вы от этого не стали, просто ваша задача стала сложнее. Теперь нужно рассказать журналисту, о чём пресс-релиз, подсветить главные мысли, помочь с выводами.

В питче сделайте акцент на том, какие важные поинты есть в релизе и аккуратно намекните, что знаете — текст непростой. Скажите, что на связи, ответите на любые уточнения и поможете разобраться в материале. В общем, станьте благородным спасителем и вытащите своими софт-скиллами.

Релизы бывают глупыми. И иногда их даже выпускают. Но без таких казусов мы бы не собрали этот текст. Остаёмся на связи, всё остальное — в нашем телеграме.
Вам понравится