Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
8 дек 2023
Пахота
Катя Яковлева

Как сделать подарок журналисту,

чтобы он не подумал, что его покупают?

Журналисты с осторожностью относятся к подаркам от пиарщиков. В близких отношениях подарки — это ок. В остальных случаях журналисты могут подумать, что их покупают ради публикаций, обидеться и даже прекратить общение. Рассказываем как, где и что дарить, чтобы даже небольшой презент не воспринимался как подкуп.

История из жизни.
Пиарщик X заваливал одного журналиста подарками, чтобы его клиент попал на разворот журнала. Подарки журналист получал, а новости не публиковал.

Вывод: можно годами одаривать журналиста, но выхлопа не получить.
Подарок журналисту — не операция с целью «подарить букет цветов и получить публикации», а дополнительный способ выстроить доверительные отношения.
Без гарантии взаимности.

Что можно и нельзя дарить

Цветы, сувениры, еда/сладости, связанные с деятельностью компании сувениры (мерч, картины), сертификаты, промокоды — это нейтральные подарки, они ни к чему не обязывают.

А эти подарки могут вызвать вопросы, поэтому от них лучше отказаться:

Деньги. Дарить деньги — моветон, особенно если человек неблизкий. Положить в конверт деньги учителю, врачу, полицейскому и журналисту равно дать взятку.

Алкоголь. Журналист может не пить, избегать алкоголя или быть аллергиком. Но если вы точно знаете, что журналист любит какой-то определенный напиток — дарите.

Парфюм. Слишком личное. Допустимо отправить набор из нескольких пробников парфюма. А если подарите какой-то конкретный, не факт, что попадёте в сердечко.

Декоративная и уходовая косметика. Так же, как и парфюм, лучше в формате пробников.

Когда дарить подарки

Дарить что-то можно либо планово, либо спонтанно.

Запланированные подарки чаще выбирают крупные компании: на значимые даты, дни рождения, профессиональные праздники. Такие подарки готовятся заранее и фиксируются в отдельном документе с таблицей. Плановые подарки нужны, чтобы сформировать и укрепить отношения с профильными журналистами.

Допустим, вы пиарите финансовую компанию. Логично, что в вашем плане подарков будут все редакторы раздела «Финансы» из крупных СМИ.
Второй формат — спонтанные, или ситуативные подарки, не прописанные в плане. Они связаны с личными событиями. Это может быть повышение (журналист был корреспондентом, а стал руководителем отдела или шеф-редом) или новости, которыми журналист делится в своём паблике, например, рождение ребенка или свадьба. Ситуативные подарки сближают, помогают сделать деловые отношения приятельскими.

Подарки знакомым журналистам работают лучше, чем «холодным». В «тёплых» отношениях уже есть доверие — подарок выглядит логично.
Когда ещё можно дарить подарки
Благодарность — наше всё. Журналист поправил материал — его можно отблагодарить подарком. Но подарок и помощь — не взаимосвязанные вещи! Поощрение подчеркивает, что вы цените поддержку и готовы отвечать тем же.

Еще подарки хороши, когда в коммуникации с журналистом чувствуется напряжение. Чувствуете дисконнект? Делайте ситуативные подарки: сертификаты, цветы, товары бренда, промокоды.
ИНСАЙТ
Всё должно считываться из беседы, общения и налаженной связи. Не стоит рассчитывать на отклик или какой-то профит от врученного подарка. Относитесь к подарку так, как будто дарите его другу или близким, знакомому.
Нужно ли дружить с журналистом
Дружить или нет — покажет время и обстоятельства, личные точки соприкосновения. Дружба с журналистом не обязательна, она не приносит публикации. Это миф, который остался с тех времён, когда пиаром занимались динозавры.

Вы не обязаны дружить с журналистом. Поддерживать профессиональную этическую коммуникацию – да.
ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ОТ ШАМА*:

Конечно, я, как любой пиарщик, хочу, чтобы журналисты реагировали на мои подарки – помогали с запросами, делились контактами и вносили правки в материал. Но не круто требовать что-то сразу после подарка — это моветон: непрофессионально и неэтично. Подарок скорее поможет развить отношения в будущем и вывести их на новый уровень.

— Шамиль Шакиров,
тимлид в Пиархабе
Как делать удобные подарки журналистам
1. Спросите журналиста, насколько ему ок получить подарок.
Расположен ли, готов ли принять и разрешено ли это? В некоторых редакциях есть гласный/негласный запрет на то, чтобы принимать подарки от пиарщиков и других стейкхолдеров;

Пример:
Пиарщик парфюмерного бренда Олег без спроса отправил журналистке флакон духов. Он не уточнил, уместно ли это. На журналистку ополчились коллеги, мол, чо это ты принимаешь подачки пиарщиков? Подарок не сработал: журналистка разозлилась на Олега.

2. Проведите небольшой ресёрч:
чем увлекается журналист, что ему нравится, а чего он не приемлет. Например, не дарите алкоголь тому, кто не пьёт. Изучите интересы человека, особенно если он публичный, ведёт телеграм-канал или страничку в соцсетях. Подумайте, что для него будет хорошим подарком.

Пример:
Журналистка Катя в прошлом была диджеем. Пиарщики Лёша и Антон обратили внимание на то, что девушка очень любит винил. Кате подарили Daft Punk — Random Access Memories, и она была счастлива! И ребята вместе с ней. Приятно, что пиарщики проявили внимание и заботу.

3. Будьте внимательны к деталям в диалоге.
Упомянутая мелочь может стать полезным подарком.

Пример:
Мы в Пиархабе как-то делали подарки на Новый год региональным журналистам одного финансового маркетплейса. Они до этого жаловались в переписке на отсутствие удобных компьютерных ковриков и аксессуаров для работы за компьютером. Мы подарили им фирменные коврики для мыши и подставки для ноутбуков. Ребята не могли нарадоваться, публиковали подарки во внутренних чатах редакции и не только. Была видна искренняя радость. А ведь мы просто запомнили деталь, которую они упомянули.

4. Уточните место доставки подарка.
Намекните, что можете отправить подарок не только на домашний адрес, но и в офис. Многие журналисты не любят, когда нарушают личное пространство, запрашивают личные данные (домашний адрес, номер квартиры, домофон) и тп.

Пример:
Лиза предпочитает не сообщать свой адрес малознакомым людям, так как в прошлом был случай, когда ее преследовал сталкер.
PR-менеджер Никита хотел отблагодарить Лизу за опубликованные статьи и спросил домашний адрес. Лиза испугалась, не ответила и больше не работала с Никитой без объяснения причин. У людей бывают разные ситуации, поэтому лучше спросить, куда доставить подарок.
3 вещи, которые важнее подарков
Подарки — косвенный способ усилить доверие.
А вот три штуки, которые улучшают отношения с журналистами гораздо сильнее:

1. Важная и подходящая информация. Не идём к журналисту, который пишет про недвижимость или путешествия, с информацией про финансы.

2. Соблюдение договорённостей об эксклюзиве. Если есть уговор, что вы отдаёте новость на эксклюзив, не делитесь ею с другими СМИ, даже если журналист скорее всего не увидит конкурирующую публикацию.

3. Строгость в дедлайнах. Они нужны не только вам, но и другу-журналисту. А ещё главреду, который сто процентов спросит про них. Понятно, что иногда всё может идти не по плану, в таких случаях важно быть честными и оставаться на связи.
ИНСАЙТ
Дарить подарок — это то же, что отпускать его плыть по воде. Если он приплывет к журналистскому сердечку — будут вам публикации. Если нет — помните, что человек вам ничем не обязан. Подарки должны быть по любви, а не из корысти.
Вам понравится