Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
28 июн 2024
Задачки
Ирина Фурсова

Пиар-задачка: можно ли отмыть репутацию Amazon?

Amazon утопает в скандалах и штрафах, но продолжает зарабатывать в разы больше, чем конкуренты с лучшей репутацией. За 2023 год компания получила 30,4 миллиарда долларов чистой прибыли, а ближайший конкурент ebay — всего 2 миллиарда. Кажется, гиганту-маркетплейсу всё нипочём.

Но в 2022 году был тревожный звонок: компания зафиксировала чистый убыток — 2,7 миллиарда долларов. С 2014 года такое случилось впервые. Возможно, это сигнал, что пора поработать над репутацией и лояльностью клиентов.

Нас заинтересовал этот кейс, поэтому мы позвали эксперта, чтобы оценить действия пиарщиков Amazon. Вместе с тимлидом Пиархаба Шамилем Шакировым разбираем крупные скандалы Amazon и решаем, реально ли отмыть репутацию бренда и что для этого нужно.

Attention, please! Это интерактивная статья. В конце некоторых блоков мы будем останавливаться и размышлять, прежде чем перейти к решению. Дальше узнаете подробнее!

Дано: Amazon и его репутация

Amazon — крупнейший маркетплейс, который занимается розничной торговлей, логистикой, потребительскими технологиями, облачными вычислениями, медиа и развлечениями.

За первые три месяца 2024 года компания в три раза превысила показатели прошлого года и получила чистую прибыль в 10,4 миллиарда долларов.

Хотя Amazon наращивает финансы, крупная их доля уходит на решение скандалов. Компания купается в судебных делах: за апрель 2024 года в США против Amazon подали около 50 исков. Истцы — обычные люди, государственные органы и даже образовательные учреждения. Например, Национальный совет США по трудовым отношениям и Политехнический университет Ренсселера.

В сентябре 2023 года Федеральная торговая комиссия США и 17 штатов открыли дело против незаконной монополии Amazon — спор продолжается до сих пор. В Европе тоже не отстают: в 2021 году компании назначили рекордный штраф в 888 миллионов долларов за то, что Amazon плохо защищал пользовательские данные.

Новые скандалы подрывают доверие к компании и приносят убытки. Поэтому дальше по шагам «отмываем» репутацию Amazon от громких кризисов.

Действие первое: отмываем Amazon от звания «псевдотехнологичная корпорация»

Суть скандала. У Amazon была своя сеть магазинов без продавцов. За процесс продажи в них отвечал искусственный интеллект Just Walk Out, который сканировал покупателей с товарами с помощью камер наблюдения. Посетители не платили за товар на кассе. Когда они выходили из магазина, ИИ с их счёта автоматически списывал деньги за покупку, будь то пылесос или коврик для йоги.

Так это работало в теории. На деле оказалось, что умная технология не справлялась и постоянно ошибалась: то система вбивала в чек чайник вместо блендера, то счёт на оплату приходил покупателю через несколько часов. Чтобы повысить точность, нейросеть обращалась к контролёрам — удалённым кассирам, которые вручную проверяли покупку. Такими сотрудниками были индийцы.

По регламенту, система призывала на помощь кассиров в 50 случаях из 1000. По факту — в 700.
Когда вскрылось, что Amazon наврал про супертехнологичный ИИ, пошла реакция в СМИ. Многие издания заявили, что никакого искусственного интеллекта вовсе не было и за всем смотрели индийцы. Это вызвало обсуждение в соцсетях: одни шутили про индийцев, которые сутками следят за покупателями, другие сомневались в корректности информации.
Решение скандала
Как разруливал сам Amazon. Чтобы не провоцировать ещё больше вопросов, пресс-служба Amazon не стала делать отдельный пресс-релиз. Компания отделалась коротким комментарием, что закрыла технологию. И сместила фокус на то, что систему заменят «умные тележки» — они позволят видеть расходы в режиме реального времени и не стоять в очереди к кассе.

Стратегия, что корпорация не бросилась оправдываться, оказалась выигрышной. Так пиарщики не вызвали лишний шум, и постепенно история стихла. Если бы пиар-служба стала подробно рассказывать, что нейросеть работала исправно, это могло вызвать вопросы, почему тогда компания отозвала технологию.
А теперь давайте притормозим и подумаем. Amazon выкрутился из конфликта, но мог ли он сделать это лучше?
Что скажете?
Вы бы лучше придумали?
Хорошо, хорошо. Ну, а вот наш вариант.
Действие второе. Спасаем бренд от номинации «худший работодатель»
Суть скандала. Компания в буквальном смысле следит за сотрудниками: трекеры анализируют малейшие простои, менеджеры ходят как надзиратели и подглядывают за работниками из-за стеллажей. ИИ, который внедрили в видеонаблюдение, отслеживает каждое движение рабочих.
Британский журналист Алан Селби провёл расследование о нечеловеческих условиях работы в Amazon. Он пошёл работать на склад и после опубликовал расследование, которое разлетелось в Facebook (Facebook — проект Meta, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации) — репостили итальянские, немецкие, британские и голландские СМИ.

Надзорная организация CNIL во Франции проверила Amazon — к этому подтолкнули и жалобы от персонала, и публикации в СМИ. В результате местному подразделению Amazon назначили штраф в 32 миллиона евро за «чрезмерное вторжение» в частную жизнь персонала. В ответ компания заявила, что итоги проверки неточны и она собирается обжаловать решение суда.
Решение скандала
Как разруливал сам Amazon. После того как в СМИ опубликовали расследование о жестоких условиях работы, менеджеры прошлись по складу и выдали рабочим по две крошечные шоколадки. Сотрудники, которые работают по 10 часов и проходят до 10 миль в день, посчитали это оскорбительным.

Пиар-служба Amazon не запускает кампании в противовес скандалам с сотрудниками. Возможно, понимают, что здесь не отделаться дежурной фразой «Понять и простить».
Упс, кажется, пиарщики Amazon решили на этот конфликт забить. Будем помогать им?
Что бы вы предложили техногиганту?
Точно это? Или есть ещё варианты?
Ну что ж, тогда читайте наше предложение:
Действие третье. Отбиваемся от звания «Самая неудачная пиар-кампания ever»
Суть скандала. В 2021 году работники склада Amazon в штате Алабама попытались создать профсоюз. Возможности голосовать за создание профессионального объединения активисты добивались целый год. Когда им разрешили провести референдум, Amazon пошёл в наступление. Руководство корпорации давило на сотрудников, проводило с ними беседы, развешивало везде листовки с агитацией против профсоюза. Из-за страха потерять работу большинство рабочих отказалось от идеи создать профсоюз.
Это была первая попытка.

2022 год. Ситуация повторяется. Работники так устали от ужасных условий труда и низкой зарплаты, что решили вновь попытать удачи с профсоюзом. На этот раз в Нью-Йорке. В апреле 2022 года на двух складах в Нью-Йорке сотрудники планировали голосовать за профсоюз. Руководству Amazon это не понравилось, и компания попыталась пресечь идею на корню и отменить голосование. Разгорелся скандал.
Решение скандала
Как разруливал сам Amazon. Пиарщики запустили антиагитационную кампанию «в лоб»: на Twitch появились ролики, как классно работать в Amazon, а в конце был прямой призыв не вступать в профсоюзы. Позже платформа удалила видео и аргументировала это тем, что политической рекламе не место на сервисе и её показ не был разрешён.

Голосование в Нью-Йорке провели, и большинство сотрудников проголосовало за вступление в первый профсоюз. Amazon такой итог не устроил: компания обвинила профсоюз в запугивании персонала — то есть в том же, чем она сама занималась год назад.

Спустя два года корпорация не смирилась с решениями, и в 2024 году выбрала другую тактику: теперь она объединилась со Space X и глобально пытается изменить американское трудовое законодательство.
Профсоюзы для Amazon — зло. И он с ними борется. Будем вытягивать её из этого болота? Или пусть тонет?
Он уже по пояс в трясине…
Вот-вот утонет, если не найдём решение!
Сравнивайте свой вариант с нашим!
  • Шамиль Шакиров

    Корп-тимлид Пиархаба