Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
15 янв 2025
Пахота
Евгения Зыкова

Как пиарщику перейти в технический пиар и стать деврелом

Пойти в айти могут не только технари, но и пиарщики. Правда, тогда придётся выучить сленг программистов. Как и зачем опытному пиарщику переходить в айти‑сферу и становиться техпиарщиком?

Узнали у Ксении Романовой — специалиста с опытом 13 лет в айти, деврелом в Positive Technologies и организатором деврел‑завтраков и митапов в Петербурге.

Чем технический пиар отличается от классического и кто такой деврел

В отличие от классического, технический пиар направлен на точечную, узкую аудиторию. Цель техпиара — сделать так, чтобы компанию знали в айти‑сообществе: так ей будет проще продвигать свой продукт или, что случается чаще, привлекать на работу айти‑специалистов.
Компания продаёт ПО для навигации кораблей. Чтобы её продукт не уступал конкурентам, ей надо привлекать в штат крутых разработчиков. Для этого отдел по техпиару использует разные инструменты.

Например, помогает сотрудникам участвовать в айти‑конференциях, где они рассказывают о технологиях, проектах в компании и о том, как классно здесь работать.

Результат: компания становится привлекательней для айтишников. Они охотнее рассматривают её как потенциального работодателя и с большим интересом откликаются на запрос рекрутера, поскольку уже знакомы с брендом.
Деврел (принятое сокращение от «специалист по Developer Relations») — специалист, который формирует и управляет долгосрочными взаимовыгодными отношениями c внешней и внутренней айти‑аудиторией компании. Иногда как синоним используют также название «техпиар».

Деврел занимается техпиаром и связывает айти‑специалистов из своей компании с айти‑специалистами из других организаций.

Деврел продумывает форматы взаимодействия (тексты в соцсетях, видеоролики, митапы и хакатоны), помогает разработчикам выступать на конференциях.

Чем занимается деврел в компании

В разных компаниях функции деврела отличаются. Одним важно продвигать на рынке свой айти‑продукт, а другим — привлекать опытных разработчиков в штат. Поскольку в России не хватает опытных айтишников, крупные технологические компании нанимают деврелов, чтобы в основном развивать эйчар‑бренд среди айти‑специалистов.
Чтобы развивать эйчар‑бренд и привлекать новых разработчиков в компанию, деврел запускает профессиональные мероприятия, а ещё готовит спецпроекты — например, создаёт мультимедийный лонгрид ко Дню программиста или записывает подкаст для айти‑спецов.

Некоторым компаниям выгодно растить специалистов под себя. В таком случае деврел тесно сотрудничает с вузами — например, проводит для старшекурсников встречи с разработчиками компании.
Это не означает, что работу деврела оценивают по количеству нанятых специалистов, ведь его главная задача — сделать бренд узнаваемым среди разработчиков. Деврел выстраивает коммуникацию с потенциальными сотрудниками, чтобы подогревать их интерес к компании. При этом он никак не контролирует другие этапы найма: собеседования, тестирование, онбординг — за них отвечают специалисты по рекрутингу, эйчару и работе с талантами.

Если же в компании перед деврелом стоит задача продвигать айти‑продукт, схема меняется.
Компания создаёт интегрированную среду разработки на языке программирования Java и хочет увеличить её продажи. Аудитория — айти‑специалисты, которые пишут на Java мобильные приложения, софт для серверов и игры.

→ Чтобы повысить продажи, нужно показать, как использование инструмента поможет преуспеть разработчикам в их работе.

→ Компания привлекает деврела, который занимается техпиаром. Деврел оформляет кейсы на сайте, снимает ролики о среде разработки. Например, рассказывает о том, что в софт встроен искусственный интеллект, который ускоряет написание кода.

Высший уровень — найти даже не деврела под эту задачу, а девелопер адвоката (от англ. developer advocate) — технического специалиста, который демонстрирует инструмент, выступает на технических мероприятиях, работает с обратной связью от пользователей.

Девелопер адвокат глубже погружён в технюансы, у него есть опыт разработки, но найти такого специалиста ещё сложнее, чем деврела.

→ Когда разработчик ищет удобную среду для разработки, которая поможет ему быстрее писать код, он вспоминает о знакомом инструменте и внедряет его в работу в своей компании.
Примерно две трети времени деврел работает с внешними айти‑специалистами, а одну треть — со штатными разработчиками. Вот как может выглядеть его список задач.
В долгосрочной перспективе деврел ставит цели по росту знания о бренде технического бренда работодателя и отслеживает этот показатель. Например, через ежегодный «Рейтинг айти‑брендов работодателей» от ЭКОПСИ и Хабр. Также деврел может заказывать исследования самостоятельно, но это потребует значительного бюджета.
Как пиарщику стать деврелом
Есть два пути, чтобы перейти из пиарщика в деврелы.

Первый путь: перейти на позицию ивент‑менеджера, редактора или диджитал‑специалиста в деврел‑команду, которой нужен человек именно на отдельную функцию. С помощью коллег со временем получится брать на себя другие функции деврела и расти в специальности.

Второй путь: самостоятельно взять на себя деврел-инициативы на текущем месте. Если работаете в айти‑компании, подойдите к разработчикам и вместе напишите статью для Хабра.

Если ваша компания не связана с айти, сходите на бесплатные встречи сообществ разработчиков и познакомьтесь с организаторами. Найти такие встречи можно на сайте Networkly.app.

Также можете записаться волонтёром на айти‑конференцию или предложить свою помощь некоммерческим объединениям — например, Московскому клубу программистов. Наработанный опыт можно включить в резюме и с ним откликаться на вакансии.

Чтобы найти ментора и получить карьерную консультацию, можно воспользоваться сервисом GetMentor. Многие деврелы проводят консультации бесплатно.

Познакомиться с другими деврелами можно на регулярных встречах сообщества. Каждый месяц деврелы встречаются в Петербурге и Москве, в Нижнем Новгороде, также есть встречи в Казани и других городах.

При поиске работы деврелом лучше всего сработают знакомства. Если пока связей нет, искать вакансии можно на hh.ru и сайтах интересующих компаний. Ещё вариант — телеграм‑канал «Это работа для деврела».
Опрос в чате деврелов показал, что связи при поиске работы деврелом
приносят наибольший эффект
А теперь подробнее, зачем нужен деврел и какие у него карьерные перспективы.
Какие навыки должны быть у деврела
Чтобы стать деврелом, нужно быть хорошим коммуникатором и организатором. Поэтому, по исследованию рынка русскоязычных деврелов за 2024, больше половины деврелов раньше работали маркетологами, эйчарами и пиарщиками.
До перехода в деврел многие специалисты работали сразу в нескольких областях. Источник — Результаты исследования рынка русскоговорящих Developer Relation специалистов за 2024 год
Деврелу не обязательно уметь писать код. При этом опыт работы в айти‑сфере или хотя бы с другими технологиями будет преимуществом — не получится вникнуть в работу без знаний о технологиях и специфическом сленге программистов.

Навыки, которых ждут от деврела работодатели, во многом повторяют навыки пиарщика: общительность, правильно поставленная речь, знание русского и умение писать понятные тексты, навыки управления проектами. Дополнительные навыки, без которых техпиарщику не обойтись, — это системное мышление и интерес к технологиям.

Проще всего перейти в деврел пиарщику, который раньше работал с айти‑продуктом и другими технологиями — например, продвигал облачный сервис или компанию, которая автоматизирует производство. Сложнее будет пиарщикам, которые никогда не взаимодействовали с инженерами. Но всё возможно, если вникнуть в инженерную культуру и освоить особый язык айти‑специалистов.
Чтобы погрузиться в культурный контекст, подпишитесь на телеграм-каналы с айти‑мемами, например, DevHumor или «Библиотека IT мемов». Попросите знакомых разработчиков объяснить, где смеяться, или поищите пояснения в интернете.
Каким компаниям нужны деврелы
Деврелов ищут те компании, которым для развития критически важны отношения с разработчиками и у которых есть возможность в них вкладываться. В основном это большие технологические компании — например, «Яндекс», «Сбер», VK, «Авито». Также это могут быть и маленькие продуктовые компании.

В 2023 году вакансий для деврелов было меньше сотни, а в 2024 году уже больше. Ближайшие год‑два количество вакансий будет расти — например, за счёт роста айти‑подразделений на предприятиях промышленности и добывающей отрасли.
Какие зарплаты и перспективы роста у деврела
Деврел пока ещё новая специальность, поэтому о карьерном росте известно мало. После того как деврел получит грейд синьора, он может уйти в менеджеры, однако вертикальный рост в большинстве компаний упирается в потолок на уровне руководителя отдела техпиара. Дальше рост возможен скорее вбок.

Медианная зарплата деврела — 180 000 рублей в месяц. Без менеджерской функции можно вырасти до 250 000 рублей в месяц. Руководитель отдела получает больше — потолок до 500 000 рублей в месяц, но достигают его очень немногие.
Сейчас компании заинтересованы в найме и удержании лучших разработчиков. Эти их цели требуют коммуникационной поддержки от техпиара и деврела (даже если в некоторых компаниях выделенной должности пока не появилось). Возможно, через 3‑5 лет потребность в деврелах не будет такой большой.
Вакансии деврелов на Хэдхантере
Стоит ли деврелу из России искать работу за рубежом
Деврел — не лучший вариант для поиска работы за рубежом. Айти‑рынок США и Европы сейчас не слишком активно нанимает сотрудников и даже сокращает — часто сокращения касаются именно маркетинга, пиара и деврелов.

Если нет опыта работы в зарубежной айти‑компании, связей в сообществе разработчиков, заметной роли в каком‑либо глобальном опенсорс‑сообществе, то выиграть у опытных местных кандидатов шансов мало.

Ещё один нюанс — деврел за рубежом чаще всего работает именно на продвижение продукта. Он рассказывает о нём аудитории разработчиков, доносит важность и пользу применения продукта, работает с обратной связью по его использованию. Опыт работы с брендом работодателя, полученный на российском рынке, за рубежом не пригодится.
Что в итоге
Деврел — это почти всегда вторая или третья профессия, и багаж из пиара даст хороший старт при переходе на это направление.

Работа деврелом даёт много возможностей для креатива, у неё большая эмоциональная отдача.

При этом важно учитывать нюансы:

  • Высокий порог входа для специалиста не из айти‑сферы.
  • Не вполне ясные перспективы карьерного роста.
  • Небольшое количество вакансий, которое будет в ближайшие годы расти, но никогда не приблизится к количеству вакансий в пиаре.
Чек-лист «Что почитать и посмотреть начинающему деврелу»:

Подборка тг-каналов о техпиаре, работе деврела и бренде работодателя
Видеозаписи конференции DevRel Conf — профессиональная встреча участников деврел-процессов
Раздел на Хабре со статьями про DevRel
  • Ксения Романова

    деврел в Positive Technologies, организатор деврел-завтраков и митапов в Санкт-Петербурге, автор канала «DevRel skladно говорит»
  • Евгения Зыкова

    автор