Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
3 апр 2025
Кукуха
Даня Данилюк

Ярослав Мешалкин: киберспорт, Rutube и «Смута»

Привет! Взяли интервью у Ярослава Мешалкина — управляющего партнёра агентства Heads’made, экс-директора по маркетингу и инновациям киберспортивного клуба Virtus.pro и автора телеграм-канала ЯР о PR. Поговорили про пиар в киберспорте, тусовку и «мягкую силу» в играх. Ещё обсудили БП, санкции и «вызов» — пиар церкви.
Телеграм-каналы и пиар-тусовка
  • Ярослав, ещё год назад тебя знали как пиарщика из киберспорта. А сейчас ты управляющий партнёр агентства, локомотив пиар-тусовки, тебя приглашают на мероприятия и зовут членом жюри на премии. Как это произошло?
    Мне кажется, это отчасти твои личные впечатления. На самом деле я давно в профессии. С 2008 года я работаю фулл-тайм. И если посмотреть на подписчиков моего канала, кто-то знает меня по моему агентскому периоду, кто-то по «Европлану», многие — по киберспортивной тусовке.

    Большую часть своего пути в пиаре я старался принимать участие в общественной жизни. Например, участвовал в разработке профессионального стандарта. Отрасль меня знает далеко не только по работе в киберспорте. Просто работа в киберспорте стала ярким проектом, который сильно отличался от всего остального, что происходило на рынке, чем занимались другие коллеги.
  • А почему завёл телеграм-канал?
    Мне тупо нравилось писать. До сих пор нравится. Мне казалось, что те мысли, которыми я могу поделиться, могут быть интересны потенциальным подписчикам. Начинал я всё ещё с Facebook*. Там у меня было где-то 2 000 друзей. Оттуда большая часть и перешла в Телеграм. 

    В какой-то момент я понял, что невозможно расти в одиночестве и нужно пытаться расти вместе. Я специально полистал свои старые чатики, нашёл первые попытки собрать авторов пиар-каналов для коллабораций, различных челленджей, марафонов. Тогда, в 2021—2022 годах, когда я только заводил свой канал, всё было ещё в прообразе. За счёт этой дружбы с авторами других каналов и выросло то комьюнити, которое мы сейчас наблюдаем.
  • С большинством из пиарщиков с телеграм-каналами ты был знаком до того, как завёл свой канал?
    70% знал до телеграм-канала. Это были времена офлайна, доковидовские. И времена Facebook’а*, где тогда сидела большая часть пиар-тусовки. 

    Помню, как я уговаривал Ивана Афанасьева завести телеграм-канал. А когда он завёл, говорил ему, чтобы не забрасывал и продолжал вести. С Ваней мы тоже познакомились ещё в Facebook’е*. И так со многими. 

    Большинство авторов телеграм-каналов — это агентские ребята. Я с ними либо работал, либо просто пересекался на каких-то тусовках.
  • Как изменилось пиар-сообщество за последний год?
    Цитируя классика, «мы стали более лучше одеваться». На самом деле пиар-сообщество появилось и существенно омолодилось благодаря Телеграму. 

    Мне кажется, сообщество авторов телеграм-каналов и их аудитория — новая, мощнейшая неформальная ассоциация, которая нас всех объединила. Телеграм позволяет в прямом эфире с минимальной задержкой обмениваться опытом и делиться кейсами. Во многом это заменило традиционные конференции, собрания. И мне очень нравится то, что произошло.
  • В последнее время вы своей телеграмной компанией собираетесь в каких-то кабинетах с табличками, обсуждаете что-то. Что это за встречи и зачем они нужны?
    Ну, от офлайна всё равно никуда не уйдёшь. Нас тянет туда. Поэтому хочется иногда встретиться, пожать физические, а не виртуальные руки, поговорить. Конкретно тот завтрак, о котором ты говоришь, был в рамках конференции, посвящённой работе в новых медиа.

    Оттого, что мы периодически собираемся офлайн, не исключается ценность происходящего в онлайне.
  • Кажется, что в текстах некоторых пиарщиков иногда слышится пафос и высокомерие. Откуда это и почему?
    Мне кажется, это с возрастом проходит. Пиар — это же путь преодоления, путь постоянной работы в кризисах, закалки, сумасшедших проектов. Поэтому в какой-то момент ты думаешь, что достиг такого величия, что можешь с этой трибуны вещать, образовывая неграмотные массы.

    Зачастую это глубоко ошибочное суждение, но оно есть. Плюс, мне кажется, у многих пиарщиков есть чувство собственной неполноценности, потому что они всю жизнь продвигают на свет других людей, а сами остаются в тени. Такие вот детские комплексы вылезают наружу в пафосе.
  • За кем в пиар-индустрии стоит следить? И за кем следишь ты?
    Трудно сказать, что я сейчас чисто пиарщик. Агентство моё занимается цифровыми коммуникациями, ближе к цифровому маркетингу. Поэтому я больше слежу за теми исследованиями, которые охватывают коммуникационную индустрию. Неважно, это исследования в пиаре, маркетинге или социальных сетях. 

    Я полагаюсь не на личности и умозаключения, а на первоисточники в виде данных. Мне кажется, это наиболее правильный подход.
  • А личности?
    Не знаю. Я подписан примерно на всех авторов телеграм-каналов, о которых слышал, на которых натыкаюсь. Читаю практически всех. Мне очень нравится, как пишет Иван Афанасьев. Человек-талант. Плюс он крепкий профессионал. Поэтому там есть что почитать. Читаю Дениса Терехова, Жору Лобушкина, БП!

    БП — это, конечно, сборная личность, но отчасти уже давно не про пиар. Но тут я не совсем согласен с теми коллегами, которые говорят, что БП вообще не про пиар. 

    Может, БП действительно не про пиар, но про коммуникации. А из коммуникации сейчас состоит абсолютно вся наша жизнь. Если посмотреть на всё, что сейчас происходит, ты понимаешь, что коммуникации чуть ли не первичны. Поэтому БП те ещё пиарщики.
  • Расскажи, как ты работаешь над своим каналом? У тебя есть контент-план?
    У меня менялся подход. Изначально была концепция — только делиться пользой. Потом в какой-то момент я понял, что любая экспертиза и опыт конечны. Ты не можешь десятый раз писать о том, как построить пиар-стратегию или посчитать эффективность. Это всё уже обмусолено. И я стал смотреть шире — на смежные, личные темы.

    Сначала я пытался действительно вести контент-план. Завёл экселевскую табличку с темами, датами и фактом выхода. Потом это всё умерло, потому что телеграм-канал пока для меня скорее хобби, нежели суперрабочий проект.

    Сейчас я просто создал закрытую группу в телеге, куда скидываю свои внезапно пришедшие мысли для того, чтобы в будущем на эту тему написать пост.
  • А какое имя у этого черновика?
    Он называется «Важное». Я туда кидаю и важные задачки или интересные постики, на которые обязательно надо обратить внимание, и свои мысли по каналу.
Диалоги о важном
  • Чтобы потом говорить о важном! Кстати, о важном. На твоём сайте написано: «Я специализируюсь на коммуникациях с молодёжью, антикризисе, развитии цифровых каналов в условиях санкционного давления». Куда санкции кольнули больнее всего в пиаре?
    Я не сталкивался с санкциями в пиар-индустрии. Здесь я скорее говорю о своём опыте в киберспорте. После начала СВО киберспортивный рынок полностью перестроился. Все игроки рынка, которые были до 2022-го, либо претерпели кардинальные изменения, либо вовсе были забыты. Причём как у нас, так и на Украине.

    На сайте я и пишу про тот период, когда санкции только ударили по российскому киберспортивному рынку. Менеджментом киберспортивного клуба Virtus.pro была проделана колоссальная работа по сохранению своего присутствия на международной арене.

    Это была тесная совместная работа пиара, маркетинга, высшего менеджмента и владельцев. Проекты такого масштаба невозможно реализовать силами одного пиара. Ты всегда на связи с юристами, финансистами, высшим менеджментом. Ты должен каждое своё решение оценивать с точки зрения того, вредно оно или полезно, с точки зрения глобальной задачи сохранения бизнеса.
  • Как накладывались санкции на киберспортивные команды?
    Санкции в киберспорте накладывались не по национальному признаку, а по признаку принадлежности к госструктурам или крупным российским корпорациям. Клуб Virtus.pro был продан частным армянским инвесторам и сейчас базируется в Армении. Team Spirit переехали в Сербию.
  • Ты участвуешь в рабочей группе медиабезопасности детей при Комитете Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Ты туда вступил, чтобы рассказывать, что игры не сводят детей с ума?
    Глобально — да. Я стараюсь быть голосом разума, голосом фактов, объективных цифр и научных исследований. Всё это я собрал за семь лет в киберспорте. И моя задача — продолжать эту работу.

    Чтобы люди, которые принимают решения о дальнейшем существовании видеоигр и киберспорта в нашей стране, могли опираться на достоверные данные, а не на личные искажённые представления. Либо на мнения популистов, которые кричат, что видеоигры сводят детей с ума.
  • А как объяснить родителям, которые считают игры злом, что игры — это ок?
    Эта проблема чисто демографически исчезнет через 50 лет, когда сегодняшние дети станут родителями. Пока это вопрос коммуникации. Кто-то верит научным фактам, которые распространяются через научпоп издания. Кто-то смотрит на детей, которые успешно занимаются в секциях компьютерного спорта. Кто-то прочитает новость про киберспортсмена, который выиграл миллион долларов и купил квартиру маме.

    Это комплексная работа, но с учётом того, что даже во многих школах сейчас открываются секции по киберспорту, основное сопротивление уже прошло. При этом я прекрасно понимаю, что в видеоиграх бывает и деструктивный контент. Наши страны-противники успешно зашивают нужные им смыслы в популярные игры.

    Единственное, я выступаю против того, чтобы запрещать и ограничивать видеоигры как класс. По сути, это такая же часть нашей современной культуры, как книги, музыка, кино. У них абсолютно аналогичный коммуникационный потенциал. С этим надо работать, а потом уже думать о запретах.
  • В 2021 году ты писал: «Есть большой вызов пиарить РПЦ». Зачем пиарить церковь в светском государстве и на чьи деньги?
    Потому что это важно. Это одна из мощнейших составляющих нашего культурного кода. С моей точки зрения, церковь может найти ответы на многие вопросы, которые терзают человека до 30 лет. Когда он задумывается о том, кто он, зачем и куда он идёт.

    Плюс воспитательный момент: я уже тогда задумывался, что есть кто-то лучше, чем те герои, на которых растут наши дети, лучше нас. *смеётся* Я просто фанат группы «Чёрный кофе», которая постоянно поднимает христианскую тему в своих песнях.
  • Есть в русской истории совершенно сумасшедшие примеры героев. Не выдуманных, не нарисованных в комиксах, а тех, кто действительно выходил на битвы: мудрецов, схимников, богатырей. Почему этот колоссальный пласт не использовать?

    Сейчас к этому пришли более умные люди. Если посмотреть на то, что делается с мультфильмами, например, совместно с Лукьяненко, они примерно в эту сторону идут.

    Я тогда свои соображения сначала изложил в Facebook*. Ко мне в комментарии пришёл Владимир Романович Легойда — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Пришёл с очень доброжелательной позицией, предложил встретиться. Мы действительно встретились, я подготовил презентацию со своими мыслями, мы её детально разобрали.

    Я понял, что даже не представляю, сколько всего и так делается, а сколько лучше не делать централизованно, потому что в данном случае это зло. И пусть лучше инициатива рождается на местах. Иногда лучше не обращать внимания на какие-то вещи, потому что их можно зарегулировать до такой степени, когда эти вещи просто пропадут.

    С одной стороны, государство у нас светское. А с другой, оно базируется на нескольких крупных религиях. Просто потому что у нас живут люди, которые исповедуют эти религии. И игнорировать этот факт, не работать с этой аудиторией с точки зрения коммуникации неразумно. Как показывает практика, если мы не работаем с аудиторией, с ней работают наши противники. Пусть лучше мы будем нести свет церкви.
  • Есть ли вещи, которые не нуждаются в пиаре?
    Мне кажется, всё нуждается, потому что свято место пусто не бывает. Другие ценности, которые нам чужды, вполне активно пиарятся. Дети с их суперпластичной психикой легко этому подвержены. Да и многие взрослые, чего греха таить.

    Говорить стоит обо всём. Объяснять, находить примеры, создавать инструменты, форматы коммуникации, которые зайдут, но будут нести в себе эти ценности и смыслы. Это могут быть, опять же, литературные, музыкальные, видеоигровые произведения.
  • Как ты думаешь, случился ли в коммуникации поворот на восток, который начался в 2022 году? Или стоит обратно ждать западные бренды?
    Я помню, когда учился в школе, нам показывали раскладку с русскими философами. Одни считали Россию ближе к Западу, другие к Востоку. А третьи выступали за собственный путь. И сейчас я склоняюсь к третьим. Мы достаточно гибкие для того, чтобы воспринимать лучшее, и здравомыслящие, чтобы отторгать чуждое.

    Вчера прочитал новость о том, что Россия стала номер один зарубежным рынком для автомобилей марки Zeekr. Наверное, это говорит, что в плане автомобилей мы однозначно сделали поворот на восток. На улице китайских машин сейчас гораздо больше, чем было несколько лет назад. Я думаю, эта тенденция будет только расти, причём по всему миру, с чем некоторые борются пошлинами.

    Какие-то бренды будут возвращаться. Я их не особо жду. Для меня мало что поменялось. По некоторым моментам я осознанно перешёл на отечественные бренды. Это касается предметов роскоши.
  • Например?
    С детства мечтал об одном конкретном швейцарском бренде часов. А потом подумал: «Зачем?» Я могу пойти и купить часы марки «Слава», которые ничем не уступают бренду, но стоят в десять раз дешевле. Ещё все будут спрашивать: «Ой, а что это у тебя такое классное? Ой, это отечественный бренд, вообще офигеть!»
  • Помню, у тебя в телеге был пост про эти часы, и там ты писал: «Ребят, ну как можно было сделать премиальные часы и оставить под стеклом пыль»…
    Конечно, есть куда расти. А что ты хочешь? У нас многим индустриям не так много лет, а главное, не так много клиентов и запросов. Поэтому сервис и маркетинг зачастую не отточены. Это всё пространство для роста.

    То же самое у нас и с рекомендательными технологиями в айти. Просто нет того массива, чтобы эти технологии должным образом обучились. Сейчас, я надеюсь, российские бренды, которые «на земле», в этом потоке отточат маркетинговые механизмы и сервисный контроль качества.
  • Ты говорил в своём телеграм-канале, что Rutube — самая свободная видеоплатформа в России. Почему ты так считаешь?
    Исходя из практики. Я выпускник Мастерской новых медиа, и со многими коллегами мы обсуждаем российские платформы и возможности для продвижения политического или остропублицистического контента. Мы поняли, что с Rutube проще всего найти общий язык.

    Например, объяснить, почему контент имеет право существовать на этой платформе. По крайней мере на этой площадке можно избегать постоянного бана либо договариваться о том, чтобы контент всё же выпустили, даже если ты оказался в бане.
  • Например, какие свободы есть на Rutube, которых нет в YouTube?
    Ты спрашиваешь это после того, как на YouTube в принципе закрыли большинство каналов крупных государственных медиа, российских спикеров и публицистов?

    Там банится абсолютно всё, на что кидаются страйки и что противоречит политической позиции тех, кто стоит за владельцами YouTube. Поэтому YouTube как раз супернесвободная платформа. Там есть мейнстрим — и есть всё, что банится.
  • Хотел ещё спросить про кибервойска, которые ты предлагал создать. Что это и зачем?
    Слушай, я абсолютно уверен, что не являюсь автором термина кибервойск. Это просто было вынесено в заголовок. Насколько помню, ко мне пришёл журналист с запросом: «Как вы относитесь к идее создания таких войск?» Я сказал, что сугубо положительно, потому что информационная отрасль: айти, кибербезопасность — одна из составляющих всех войн, которые происходят и будут происходить на земле.

    Например, НАТО выделяет сушу, землю, воздух, море, киберпространство и когнитивное пространство. Это те сферы, в которых даже с точки зрения военных стратегов ведётся противоборство и которые надо учитывать.
  • Ла-а-адно, окей…
    Слушай, ну новости про русских хакеров ты же читал. И не про русских тоже. Вот это пример кибервойск.
  • Они там уже давно в выборы вмешиваются, как мне кажется.
    Кибервеличие России, оно… несомненно.
Киберспорт и игры
  • Когда в России случился бум в киберспорте?
    Я считаю, что современный этап начался в 2016 году, когда, киберспорт был официально признан в России. Одновременно с этим Алишер Бурханович Усманов вложил свои знаменитые 100 миллионов долларов в бизнес Антона Черепенникова.

    С этого и начался расцвет киберспорта — как массового явления, так и профессионального. Если бы этого не было, я думаю, мы бы сейчас не видели столько классных команд родом из России на международной арене.
  • А как ты лично встретил эти события?
    Помню, что радостно писал об этом в Facebook*. Я тогда ещё не работал в киберспорте. В 2016 году я работал в крупной финансовой группе «Европлан». Мы делали много интересного. И на IPO компания выходила, и новые продукты выпускала. Но в какой-то момент я подумал: мне интереснее поработать с тем, что мне нравится в жизни, от чего я кайф получаю.

    Я посмотрел по сторонам и подумал, а почему бы и не киберспорт? Изучил игроков на рынке, кейс с признанием киберспорта и развитием холдинга ESforce. Через общих знакомых вышел на людей, которым как раз нужен был профессиональный пиарщик.

    Это была супернеразвитая индустрия с точки зрения классического пиар-инструментария. Там было чистое поле. Ты приходил и думал, почему турнир не анонсируется вот так? Может, в этой сфере это не работает? Но нет. В этой сфере этого нет, просто потому что никто не пробовал. Туда не приходили люди с корпоративным или агентским бэкграундом и не приносили пиар-инструментарий из более развитых отраслей.

    Семь лет мы с командой выстраивали коммуникации мирового уровня в киберспорте. И это полностью удалось. Это тот кейс, которым я буду гордиться до конца жизни.
  • Играешь ли ты сейчас в компьютерные игры?
    Конечно! Я играю с самого раннего детства.
  • В какие игры?
    Сейчас мы с женой по вечерам играем в Diablo 4, а так я фанат японской серии Yakuza. Это удивительный мир геймдева, начиная от мимики персонажей, заканчивая сюжетными решениями, квестами. Игра — это действительно интерактивный фильм, который ты смотришь, погружаешься в него вместе с героем.
  • У тебя была любимая игра детства? Если так можно выразиться.
    Мне дико нравилась российская игра «Аллоды» от студии Nival. Это восхитительная и волшебная сказка. Кроме неё Quake 2, StarCraft, HoMM 3, Baldur’s Gate — те игры, на которых я вырос.
  • А у тебя есть любимые стримеры или игровые блогеры?
    Слушай, да. На отечественной стриминговой платформе Goodgame очень люблю стримера с ником Verloin. Он стримит очень лампово, у него прикольный тембр голоса и ноль агрессии. Очень приятная публика в комментариях. Он живёт в другом часовом поясе, на востоке России. И когда у нас ранее утро, он начинает стримить. Его стримы у меня периодически вместо утреннего радио.
  • Возможно ли пиарить игры, но не любить в них играть?
    Возможно, но зачем? Когда ты любишь играть и работаешь в кибериндустрии, это тебе как огромный бонус к зарплате. Это та самая нематериальная мотивация — у тебя появляется возможность заниматься любимым делом.

    Поэтому, когда такие позиции занимают люди, которые не любят играть, они просто отнимают эти места у тех, кто действительно этого заслуживает. И при этом среди тех, кто любит играть, я уверен, точно найдутся люди с такими же скиллами, как у тех, кто игры не любит.
  • Лучшая российская игра?
    Если брать весь период, то «Аллоды», которые ещё были не онлайн. Первые и вторые. «Печать тайны» и «Повелитель душ», по-моему.

    Сейчас Atomic Heart. Я убеждён, что сегодня идёт ренессанс отечественного геймдева, появляются новые классные игры: «Чёрная книга», «Передний край». В «Отряд 22: ZOV» я ещё не играл, но надо будет заценить. Мне реально нравится то, что сейчас происходит. То, что государство помогает отечественным игроделам. Я думаю, будет, за чем последить ещё.
  • Не думал ли ты сам стать киберспортсменом?
    Да нет, я трезво оцениваю свои способности и понимаю, что в киберспорт мне точно дороги нет. Это совершенно другая степень погружения. Для этого надо всё бросить. Даже, скорее, надо было всё бросить ещё 20−25 лет назад. И заниматься только этим, чтобы соответствовать профессиональному уровню.
  • А стримером?
    Стримером да! Читаешь очередные новости: российская популярная стримерша купила себе трёшку в центре Москвы. И думаешь, блин, а я тут в своём пиаре сижу. С другой стороны, это та же работа. Просто с другим набором скиллов, с другим набором качеств, но требующая колоссального временного вложения и определённых талантов.
  • В Heads'made ты стал меньше заниматься пиаром, связанным с игровым контентом?
    В Heads'made у нас четыре core-продукта. Это эсэмэм; ЦРМ и ОРМ; всё, что связано с продвижением и созданием контента в Телеграме; коммуникация через видеоигры и киберспорт.

    Мы предлагаем работу со стримерами, интеграции в сюжет видеоигр, либо это классическое киберспортивное спонсорство. Короче, я продолжаю заниматься тем, что мне нравится.
  • Отдел с киберспортом и видеоиграми появился, когда ты пришёл?
    Да, это один из двух новых продуктов, которые я принёс.
  • Немного о «Смуте». Складывается впечатление, что пиар этой игры стал больше, чем сама игра. Не все её даже могут назвать игрой. Что думаешь об этом?
    Я думаю, что у «Смуты» был непростой путь. Непростым он стал во многом из-за ошибок в коммуникации, которые допустили разработчики. Например, их заявления о выпуске продукта круче «Ведьмака», о бане всех, кто спрашивает про ход разработки геймплея в паблике. Будь я коммуникационным консультантом, я бы посоветовал вести себя чуть иначе. Но продукт вышел.

    И в продукте есть несколько составляющих, включая образовательную. Мне кажется, это классно. Да, есть шероховатости, сложности с игровой составляющей. Но как образовательный продукт «Смута» вполне себе получилась. А учитывая то, что патчами они и игровую составляющую допилили, мне кажется, ребята отработали очень хорошо.
  • Кажется, когда разработчики делают игру для продвижения «мягкой силы», она не может получиться хорошей. Как думаешь?
    Абсолютно на 200% с тобой согласен. Делая любую игру, ты должен думать о том, как сделать действительно классный продукт, в который будет интересно играть. Всё остальное — ретушь, штрихи. Игры — это искусство, не надо изначально делать из них пропагандистский продукт.

    Хорошо, если эта игра не вредит, а способствует каким-то идеям, которые тебе кажутся важными. Например, Стругацкие — советские фантасты. Их произведения — мощнейший, очень светлый и классный пропагандистский продукт. Пропагандистский в том плане, что он вёл целое поколение в светлое будущее, в науку, в социальное равенство. Но прежде всего это невероятное с художественной точки зрения произведение, которое интересно читать, в которое ты погружаешься, с героями, от которых ты фанатеешь. Вот такими должны быть видеоигры.
  • Какая российская игра оказалась полным провалом? Как ты думаешь?
    Не знаю, если честно. Мне тяжело ответить, потому что у меня ограниченное время, из-за этого я слежу только за классными играми, на которые натыкаюсь. Так, чтобы прям провал-провал, я даже и не замечал. Наверняка разрабатываются десятки игр в год, которые проваливаются, но на которые не обращают внимания. Значит, туда им и дорога.
Карьера, образование и личное
  • Как ты думаешь, нужно ли пиарщикам высшее образование?
    Я считаю, что нужно. С моей точки зрения, это, во-первых, даёт тебе классную гуманитарную либо техническую базу, в зависимости от того, что ты заканчиваешь. А во-вторых, это маркер «свой — чужой» для людей с высшим образованием, которых в стране ещё много. Это позволяет с ними легче коммуницировать и работать.
  • Ты говорил пару лет назад, что журналистам некуда идти работать и надежда у них только на телеграм-каналы. Оправдалась ли эта надежда?
    Знаешь, я тогда просто встретился с одним из авторов канала «Нецифровая экономика». И он мне говорит: «На самом деле мы работаем как классическая редакция в СМИ: комментарии, интервью, освещение новостной повестки». Тогда во мне что-то щёлкнуло. Некоторые издания закрывались или сокращались, а Телеграм цветёт и пахнет.

    Сейчас я бы не был столь категоричен, потому что медиаландшафт оказался богаче, чем я тогда себе представлял. У нас активно развиваются блогеры на разных платформах, не только в Телеграме. Очень много интересных видеопроектов появляется, в том числе от выпускников Мастерской новых медиа. Но тезис в том, что социальные сети и Телеграм — это всё потенциальные новые места работы и места приложения талантов для тех, кто выбирает журналистику или медийку как свой профессиональный путь.
  • Как-то Познер говорил о том, что журналистика в интернете — это не журналистика. Что ты об этом думаешь?
    Когда я учился на журфаке, к нам на лекции приходил Ясен Николаевич Засурский (бывший декан, президент факультета журналистики МГУ — прим. ред.). И вот он, весьма пожилой человек, доставал из брюк самый современный во всей аудитории смартфон, показывал нам и говорил: «Скоро каждый человек станет журналистом».

    Мы тогда смотрели на него и думали, что дед забыл таблетки принять. О чём он вообще? Это был 2004−2005 год. И с каждым годом я лишний раз ставлю плюсик: Ясен Николаевич был прав.

    Действительно, ретрограды могут говорить всё что угодно. Медиаландшафт сегодня такой, что каждый человек — потенциальный журналист. Это надо просто принять как факт, с этим надо работать и понимать, как с этим работать.
  • Что бы ты не стал пиарить?
    Я бы однозначно не пиарил то, что противоречит законодательству Российской Федерации. У меня вызывает дичайшую антипатию любое сотрудничество компании и брендов с деятелями типа Mellstroy (Mellstroy — белорусский трэш-стример, герой смешных коротких видео. Известен тем, что избивал девушку на стриме и донатил миллионы за бритьё головы — прим. ред.).

    Тут дело даже не в продукте, а в щепетильности. В готовности работать с настолько отвратительными личностями. С такими компания я не стал бы работать. Они исповедуют совершенно чуждые для меня ценности, а главное несут их в свою аудиторию.
  • Ты работал директором по маркетингу и пиару в бойцовском промоушене «Наше дело». Как ты туда попал и почему «Наше дело» оказалось не твоим?
    Слушай, ну я проработал там около трёх месяцев, чисто испытательный срок. Когда я туда устраивался, я рассуждал… Помнишь этот момент из сериала «Чёрные паруса»? Цветок — цветок, грудь — грудь. Тут точно так же. Я точно так же подумал, что какая разница — MMA, киберспорт… Всё это индустрия развлечений и спорта.

    Я ещё никогда так не ошибался.

    Я понял, что продукт оказывает очень серьёзное влияние на корпоративную культуру, на коммуникации, на принципы внутри организации. Поэтому я понял, что мне это не близко. И вскоре перестал там работать.
  • А когда ты понял, что тебе это не близко? Может, какой-то повод был это понять?
    Я не считаю этичным рассказывать подноготные вещи. Но, как ты видишь, трёх месяцев хватило для этого решения.
  • Есть ли возраст, в котором пиарщик должен уходить на пенсию из-за своей неактуальности?
    Мне кажется, нет. Если ты не остался на рядовом уровне, а занимаешься больше стратегическими задачами, то возраст здесь совершенно не помеха, а скорее подспорье. Ты полагаешься на свой жизненный опыт и уроки. А ориентироваться в трендах — задача молодых сотрудников.
  • Летом 2023 года ты сказал, что не хотел бы видеть своего ребёнка пиарщиком. Почему? Что есть в коммуникациях, чего бы ты не желал своему ребёенку?
    У нас работа очень нервная, а ещё это та работа, в которой каждая собака разбирается. Любой человек с улицы тычет пальцем и говорит: «Это плохой пиар. А надо было вот так. А надо было по-другому. Да что за идиоты это придумали?» Это, кстати, и к маркетингу относится. Вообще ко всему в коммуникациях. «Я бы сделал лучше». Давай, пройди мой путь, займи мою позицию и сделай лучше.

    Мне кажется, есть куча профессий, к которым общество изначально относится с пиететом. И при этом в тех сферах тоже высокие прибыли, как и в пиаре. Такие специалисты, как правило, занимаются сложным для моего понимания трудом. И я явно недостаточно квалифицирован, чтобы их работу комментировать и заявлять, что делал бы её лучше.

    В финансы отдал бы ребёнка, в инвестиции. Может, пусть на врача пойдёт поучится.
  • Кто-то ведь должен лечить пиарщиков и журналистов) Были ли у тебя тяжёло переносимые факапы?

    Конечно, были. Здесь есть два похода. С одной стороны, есть какие-то детские ошибки, которые я совершал лет десять назад. Я путал получателей в письмах, моя критика уходила напрямую к клиенту вместо того, чтобы отправиться руководству. Один раз я в релизе с финансовыми результатами перепутал миллионы и миллиарды. Этот релиз разошёлся по СМИ, а мы потом судорожно обзванивали журналистов и просили отредактировать.

    Потом, когда ты, условно, пиар-директор и отвечаешь за все коммуникации, у тебя немножко меняется подход к факапам. Во-первых, победителей не судят. Во-вторых, ошибки случаются на этапе, когда ты принимаешь самые первые решения. Например, о запуске проекта. Когда ты выбираешь путь для коммуникации, ты можешь либо выбрать верный путь — и тогда, скорее всего, всё хорошо будет. Либо изначально неверный — и это будет реально факап.

    Раз мы с тобой сейчас разговариваем, значит, мой путь был успешным. Значит, я в основном выбирал верные пути и для клиентов, и для компаний, в которых работал.

    Куросава очень любил этот приём в своих фильмах. Встречаются два самурая, на палец выдвигают свои мечи — и каждый из них уже понимает, победил он или проиграл. Надо, чтобы в начале битвы ты понимал, что ты в ней можешь выиграть. И тогда ты в неё вступаешь и задействуешь всю мощь коммуникаций, которой обладаешь. Или не можешь — тогда ты в эту битву не вступаешь.
Блиц:
  • Потерпеть кризис или ответить?
    50 на 50.
  • Dota 2 или Counter-Strike?
    Counter-Strike.
  • Зумеры или миллениалы?
    Миллениалы.
  • Пиар или пяр?
    Пиар.
  • Агентство или корпорация?
    Корпорация.
  • «Смута» или «Ведьмак»?
    «Ведьмак».
  • Печатка или цифра?
    Цифра.
  • Бургер или лапша?
    Лапша.
  • Автор или идея?
    Автор.
* Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой признана российским судом экстремистской и запрещена на территории РФ.
  • Спрашивал

    Даня Данилюк
    автор, эсэмэмщик Журнала Пиархаба
  • Отвечал

    Ярослав Мешалкин
    управляющий партнёр агентства Heads'made, экс-директор по маркетингу и инновациям киберспортивного клуба Virtus.pro и автор телеграм-канала ЯР о PR