Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
11 дек 2024
Кукуха
Ксения Новикова

Ксения Тиханкина: про публичность пиарщиков, пиар‑оскары и пиарщиков‑зумеров

Пообщались с Ксенией Тиханкиной — экспертом по интегрированным и стратегическим коммуникациям с 20-летним опытом работы в международных технологичных компаниях и крупном российском бизнесе. А ещё Ксения занимается организацией пиар‑премии LOUD и преподаёт пиар и интегрированные коммуникации в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Поговорили о публичности пиарщиков, пиар‑премиях и региональном пиаре.
О медийности пиарщиков
  • Нужно ли пиарщику быть публичным и насколько? Кто-то считает, что пиарщик — это серый кардинал, который всегда находится за сценой. А кто-то, наоборот, уверен, что непубличный пиарщик — это плохой пиарщик. Где истина?
    Есть мнение, что у нас недостаточно раскрученная профессия и её надо популяризировать. Если спросить обычных людей, которые не связаны с маркетингом, пиаром, бизнесом, кто такой пиарщик, они не сразу ответят.
  • Да даже близкие пиарщиков иногда не отвечают…
    Да, у них первая ассоциация с пиарщиком — это «чёрный пиар». Никто не знает, что такое чёрный пиар, но первая ассоциация — «чёрный пиар», «плохо».
  • То есть пиарщикам необходима публичность, чтобы о них знали?
    Я считаю, это очень важно и нужно. Причём есть публичность, когда пиарщик независимо строит свой личный бренд, например, ведёт телеграм-канал и никак себя не ассоциирует с бизнесом. Это один вариант.

    Другой вариант: яркий, сильный руководитель, пиарщик, который выступает на конференциях, читает открытые лекции, то есть профессионально выступает спикером от лица компании в рамках своей экспертности.

    Например, Baltic Weekend: там многие пиарщики именно с такого рода публичностью, когда они о себе заявляют на профессиональных мероприятиях. Например, делают круглый стол со СМИ, участвуют в дискуссиях. Это отличный вариант, когда соединяешь профессиональную публичность и личный бренд и это приносит пользу своей компании.
  • Важно заявлять о себе постоянно?
    Важно быть в инфополе. Например, когда вы выходите на новую позицию, коллеги и ваши контакты должны знать, что вы туда вышли. СМИ должны знать, что вы теперь представляете другой бренд и у вас есть новые эксперты.
  • А каких самых публичных пиарщиков вы могли бы назвать сейчас? Сильно ли изменилась обстановка в пиар-сообществе за последние два-три года?
    На мой взгляд, появляются новые имена, и молодые пиарщики пробуют себя в качестве авторов тг-каналов. Из специалистов могу выделить канал «НеПросто PR» Юрия Нестеренко, «ЯР о PR» Ярослава Мешалкина, канал Айты Лузгиной «Особый русский диджитал».
  • Может ли пиарщик быть непубличным?
    Сама профессия Public Relations предполагает, что ты можешь найти контакт с помощью инструментов коммуникаций, в том числе публичных выступлений и общения.

    Пиарщик, который не умеет выступать или, например, интроверт и боится выступать, — такое возможно, но это скорее исключение из правил.
  • Когда желание высказываться и выступать вредит пиарщику?
    Когда оно переходит в информационное недержание. Я как специалист, который работает в коммуникациях, не могу позволить опрометчиво комментировать политические или общественные события.

    Мы знаем много случаев, когда пиарщики подставляли бренд и тем самым показывали свою профнепригодность, например, комментировали не относящиеся к профессии ситуации. И это не публичность, а профнепригодность.
  • Получается, пиарщики не могут публично выражать мнение, отличное от компании, которую ведут?
    Если хочется открыто выражать свою позицию, тогда, пожалуйста, увольняйся из компании и делай, что хочешь. Представляя интересы компании или агентства, ты должен всегда оценивать риски и последствия, понимать, что за тобой стоит бизнес и его интересы.

    Публичность должна быть профессиональной. Осознанный подход: всегда понимаешь, что, как и где ты говоришь. Лучший вариант — это быть публичным именно в профессиональном поле.
  • Если пиарщик начинает вести телеграм-канал, прокачивать личный бренд и себя как профессионал, прямая ли это дорога к созданию своего агентства, бизнеса?
    Является ли личный тг-канал подтверждением того, что пиарщик хочет потом уходить в свой бизнес? Не факт. Обычно это бывает вторично, первично же пиар-специалист делает классный профессиональный контент для развития личного бренда, и это сейчас популярно. Это как раз вклад в репутацию как эксперта в своей сфере, страховка на всякий случай. Он будет работать на вас как на профессионала своего дела.
  • А может и на компанию.
    Вот, мне кажется, у вас очень классно. Я с удовольствием читаю Пиархаб, мне очень понравилась последняя статья про стратегию. Там прям круто написано, какие могут возникнуть сложности, если делают стратегию одни, а выполняют другие или если руководство не в курсе целей, которые там ставятся.
  • Допустим, пиарщик представляет какую-то скандальную компанию вроде «Амазона» в США. Работает в ней. Может ли её негативная репутация сказываться и на нём?
    Это снова вопрос профессионализма. Видела, как пиарщики рассуждают (в комьюнити #prspb), иногда в личных разговорах, об этичности каких-либо коммуникаций.

    Например, одна из горящих тем: будешь ли ты работать, например, на фабрике, которая производит табак или алкоголь? И пиарщики всегда делятся на два лагеря.

    Кто-то говорит, что нет, никогда в жизни, я сам не курю, люди от этого умирают. Ему не подходит это место по ценностям. А есть другие коллеги, которые говорят, что если ты профессионал, не важно, где работать, — надо просто качественно делать свою работу, выстраивать коммуникации и управлять репутацией.

    Нет ничего такого в том, чтобы работать условно в табачке или ещё где-то. На самом деле такие компании очень много вкладываются в социальные проекты, поддерживают благотворительность, медицину. Просто у них такой бизнес, и он не запрещён законом. Так что в пиаре есть много оттенков.
  • «В пиаре есть много оттенков» — что это значит?
    Скажем так, кто-то из работодателей скажет: вы работали там, где был скандал, нам это не подходит.

    А кто-то скажет наоборот: смотрите, он работал в компании, где был скандал, он из него нашёл выход, разрулил ситуацию и пошёл дальше. То есть получил неоценимый опыт антикризиса, нам нужен именно такой специалист!

    Пиар и коммуникации для бизнеса проявляются тогда, когда мы классно отрабатываем антикризис. Но, опять-таки, чёрно-белого не бывает, надо всегда смотреть на конкретные навыки конкретного человека.

    У нас же даже есть случаи, когда на скандальных ситуациях люди получили известность и развили персональный бренд.
Про пиар-оскар и премии в пиаре
  • Вы организовали одну из известных пиар-премий LOUD, у которой в следующем году будет юбилей. Как появилась идея её сделать?
    Есть комьюнити в Петербурге #prspb, которое основала моя коллега и подруга Яна Харина десять лет назад. У нас ведётся очень активная профессиональная деятельность именно в сообществе. Были регулярные, один-два раза в месяц, бесплатные профессиональные встречи, мы собираем митапы и делимся опытом.

    И вот в начале 2019 года мы провели первый коммуникационный форсайт — стратегическую сессию, которая ставила своей целью понять, как продвигать профессию коммуникатора в ближайшие 20 лет.

    В этой сессии участвовало более 50 пиар-директоров и руководителей из сферы коммуникаций. Это была восьмичасовая сессия с модераторами и брейнштормы. Работало три группы, мы исследовали тренды, обсуждали профстандарт, прогнозировали будущее профессии и по итогу разработали дорожную карту.

    И сделали выводы:

    • Во-первых, нужно рассказывать бизнесу о значимости коммуникаций и профессии коммуникатора.
    • Во-вторых, нужно внутри отрасли максимально делиться лучшими кейсами и опытом, рассказывать о целях и результатах пиар-проектов, потому что есть такое понятие, как насмотренность.
    • В-третьих, нужно, чтобы о коммуникациях и пиар-проектах говорили в обществе — на уровне города и даже страны.
  • Зачем пиарщикам премии? Что они дают?
    Во-первых, пиарщикам тоже важно профессиональное признание. Это важно в любой сфере, а в нашей это прям необходимо. Это показывает, что вы делаете крутые значимые проекты, которые позитивно влияют на бизнес и общество. Это и мотивация, и гордость за себя и команду.

    Во-вторых, на премиях мы делимся лучшими практиками и тем самым развиваем всю отрасль. Быть в ряду с лучшими или даже задавать тренды — это почётно.

    В-третьих, победы в премиях работают на репутацию как команды, так и всей компании. Это попадает в СМИ как классный инфоповод, это видят клиенты и партнёры. Это отражается на бренде работодателя. Это идёт в корпоративные отчёты о деятельности, а по некоторым номинациям — в отчёты по ESG-повестке.

    В-четвёртых, призовые места дают дополнительные баллы в рейтингах. Так, например, «Рейтинг Рунета» присваивает дополнительные баллы за победу в LOUD.
  • В последнее время в премиях часто стали называть награду оскаром. У LOUD тоже. Так почему «PR-оскар» и не слишком ли это пафосно?
    На самом деле мы с Яной Хариной (основателем сообщества #prspb, где как раз родилась премия) придумали название «PR-оскар» из-за большой любви к премии, когда запускали LOUD пять лет назад.

    Придумали эту фишку потому, что у нас статуэтка похожа на «Оскар» размерами и немного формой.

    И в заголовке пресс-релиза с публикацией результатов так и написали: «PR-оскары разъехались по России». А потом блогеры подхватили и стали называть PR-оскарами и другие премии, например, ту же самую PROBA Awards.
  • Чем LOUD отличается от других премий?
    Премия — это хорошая площадка для того, чтобы делиться лучшими кейсами. Поэтому защиты проектов шорт-листа проходят в открытом формате с трансляцией, любой может посмотреть, это бесплатно.

    У нас активное и большое комьюнити жюри. Мы изначально приглашали лучших практиков в жюри, а также регулярно обновляем состав экспертного совета. У нас в жюри представители таких профессиональных организаций, как РАСО, АКОС и АКАР.

    Мы исходим из принципов открытости и пользы, делимся лучшими практиками, открываем новые имена. У нас участвуют интересные региональные проекты, ламповые небольшие, но очень яркие проекты, которые именно про то, как использовать коммуникации, чтобы делать жизни людей лучше.
  • В каких номинациях премии LOUD участвуют чаще всего?
    В прошлом году была номинация «Антикризис», очень много подавали антикризисных проектов. В этом году уже намного меньше, но вот самая крутая номинация — PR + HR. Это коммуникация для развития бренда-работодателя. Вторая — «Out of box: креативная идея для PR».
  • С чем это связано?
    Моя гипотеза, что у нас второй год подряд кадровый голод в стране. Отток IT-кадров и не только. Плюс накладывается на демографическую ситуацию. У нас действительно не хватает кадров.

    Это очень многие говорят. Может быть, в Москве не так заметно, потому что уровень зарплат и мегаполис. В Петербурге мы это точно видим. Здесь развитие бренда работодателя очень важно, чтобы именно в вашу компанию пошёл работать человек.

    А «Out of box: креативная идея для PR, мне кажется, просто про то, что в основе пиара, про идею.

    И ещё одна номинация — это World Lover, лучший социальный проект бизнеса, там тоже много заявок. Растёт некая социальная нагрузка, социальный запрос на бизнес, что нужно делать общественные проекты. И это тоже важно, потому что после эпохи потрясений, после COVID и всего остального фокус на это есть.
О пиаре в регионах
  • Кажется, что пиар, да и значимость профессии пиарщика, в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.

    А в регионах, если куда-то подальше отъехать, в Сибирь и на Дальний Восток, очень часто эту профессию не воспринимают. Если воспринимают, то в основном в связке с маркетингом.
    Мы на самом деле в Петербурге тоже чувствуем влияние Москвы. Потому что отрасль сосредоточена в Москве, крупный бизнес, государство, всё в Москве. У нас чуть меньше.

    Может быть, где-нибудь в Сибири откроется какой-то пиар-конкурс региональный. Почему нет? Я буду только рада, если какие-то люди будут, присылайте их к нам в Петербург, мы поделимся опытом, с удовольствием съездим, их поддержим. Я считаю, что это важно.
  • Получается, у них просто масштабы порой бывают меньше из-за того, что бюджеты не такие высокие и меньше возможностей, но могут быть более общественно значимые проекты?
    Их проекты действительно решают с помощью коммуникации общества и бизнеса.
  • А есть какие-то проекты, которые больше всего запомнились?
    Мне запомнился проект в номинации на самый виральный инфоповод — онлайн-журнал «Энергия+» сделал самую большую сап-доску в мире (размером с пятиэтажный дом).

    На ней команда из гребцов прошла маршрут по Мойке и Фонтанке и миновала 30 мостов. Простая вроде бы идея, но как они упаковали, как отсняли — очень крутой проект получился.

    Приз зрительских симпатий взял проект «Арт-забор в Екатеринбурге», компания «Брусника». Ребята в прямом смысле поместили под стекло работы уличных художников на заборе стройплощадки и организовали из этого выставку «Арт-забор».
  • Участники возвращаются на премию?
    У нас уже второй год участвует проект «Айда Гулять» — это социально-деловая платформа для владельцев собак и зообизнеса. В ней объединяются, гуляют вместе, обсуждают общие проблемы. В прошлом году они не взяли призовое место, а в этом допилили, пересмотрели подход к пиару и выиграли.

    Из этого маленького комьюнити у них выросло целое приложение. Они как стартап сформировались в целую социально-деловую платформу. И вот они у нас засветились на премии, а потом к ним пошёл «Деловой Петербург», и на телевидении их стали снимать, то есть очень круто, что премия помогает в этом плане.
  • Кроме бюджетов и масштабов есть какая-то ещё особенность региональных проектов в отличие от Москвы?
    Мне кажется, креатив огромный, и они конкретные проблемы решают. Те, кто у нас участвует, очень чётко видят цель и результат: они ставят цели и идут через инструменты коммуникации к результату.
Про вклад в индустрию и будущих пиарщиков
  • Я так поняла, в премии LOUD все номинации — это номинации именно за проекты. А за личные достижения нет?
    Да, у нас не было такой номинации за личные достижения, потому что мы именно про индустрию.

    А вот в PROBA Awards есть. Я участвовала в номинации «За вклад в индустрию», где тебя должны обязательно номинировать. Ты не можешь самовыдвиженцем быть, а именно как специалист ты можешь быть самовыдвиженцем.
  • Как вы оцениваете свой вклад в индустрию? Вас, получается, кто-то номинировал?
    Да, номинировали. Ко мне обратился комитет, попросили подкорректировать заявку, и это очень круто и почётно. Меня номинировали как организатора премии LOUD. Но за мной как за организатором стоит большое комьюнити и большая команда: и пиарщики, и студенты, и наши партнёры, и друзья.

    Это не только моя личная заслуга, это подтверждение того, что мы на правильном пути, что премия LOUD и команда делает правильное дело.
  • Вы часто выступаете с лекциями перед студентами и можете своими глазами видеть будущих специалистов. Какие они, пиарщики нового поколения?
    Поколение однозначно другое, потому что как минимум у них больше информации и больше инструментов. Они активнее используют тот же самый ChatGPT.

    Мы только предсказывали, что будет много технологий, что аналитика данных будет востребована. А эти ребята уже с этим работают.

    Они лучше себя знают. Когда я спрашиваю, почему пришли в эту профессию, они говорят, что осознанно пришли. Когда я поступала, у меня было первое высшее экономическое образование. Но я хотела работать со школы пиарщиком, у меня было очень много сомнений и родители говорили: «Что это за профессия? Иди на экономиста…»
  • Я тоже экономист.
    Вот-вот. И, возвращаясь к ребятам, они чётче понимают свои сильные стороны, свои навыки, что им интересно, и прямо говорят: вот я сейчас получу высшее образование в сфере рекламы, общественности — и могу работать по специальности пиарщиком-коммуникатором, а могу пойти в маркетинг, в СММ.

    Очень много талантливой молодёжи. Просто я знаю, что на рынке есть такие коллеги, которые говорят, мол, молодёжь не та, всё не то.
  • Да, есть такое.
    У них меньше опыта, но столько энергии, столько талантов! При этом ребята зачастую более осторожные. Когда они сталкиваются с ответственностью, им сложно, ведь они не умеют работать с ней. Из-за этого сомневаются в себе: молчат, не проявляют инициативу — потому что их этому не учили, им это просто не нужно было.
  • То есть в этом их отличие от старших пиарщиков?
    Мы застали самые сложные времена для страны. С первого курса университета мне надо было подрабатывать. И весь университет я работала в силу того, что страна по-другому экономически развивалась. Мне нужно было развивать этот навык — брать ответственность, чтобы бороться за условное выживание. У ребят другие условия.

    Они не всегда могут работать с критикой, они более ранимые, чувствительные. Зато какие крутые они делают социальные проекты студенческие, как чувствуют эти моменты, как готовы помогать.
  • Нас интересное будущее ждёт в пиаре?)
    Однозначно да, это будут более открытые коммуникации. Мне кажется, что специалисты будут более разнопрофильные.

    Если мы вспомним работу 20 лет назад, то это работа со СМИ, а сейчас ландшафт коммуникации так изменился, и ребята владеют очень многими инструментами. В ближайшие десять лет значимость пиара и коммуникаций выйдет на новый уровень.
  • А что ещё нового нас ждёт в коммуникациях?
    Новые направления: сейчас коммуникации меняются в зависимости от потребностей бизнеса, и появляются другие формы пиара. Например, Developer relations — коммуникаторы в IT-компаниях.

    Деврелы (DevRel) — это пиар-няньки внутри IT-компаний, которые сочетают в себе много функций, работают с разработчиками и помогают им участвовать в мероприятиях, совершенствуют HR-бренд. В «Альфа-Банке» есть деврелы, в «Газпроме». Во «ВКонтакте» целая команда деврелов.

    Так, в прошлом году в рамках премии LOUD проводили в офисе «ВКонтакте» в Петербурге батл между классическими пиарщиками-коммуникаторами и деврелами. Мы доказывали, что деврел — это разновидность пиара, а они доказывали, что это что-то совершенно новое.
  • И на чём сошлись?
    Я считаю, что родилось направление деврелов, современных коммуникаторов айти. И возвращаясь к трендам пиара, я думаю, что будут развиваться направления внутрикома, внутрикорпоративной культуры, работы с персоналом, с брендом работодателя.

    Оно уже сейчас есть, но это тоже будет больше сращиваться с коммуникационными инструментами.
  • Спрашивала

    Ксения Новикова
    автор, главред Журнала Пиархаба
  • Отвечала

    Ксения Тиханкина
    эксперт по интегрированным и стратегическим коммуникациям, автор канала PR ДНК