Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / / Пиарщики сделали медиа, чтобы питчить самим себе / / Как пиарить в России / / Журнал для пиарщиков / /
19 апр 2025
Пахота
Алина Мигунова

Карьерные истории: как я ушла из журналистики в пиар и вернулась обратно

Из журналистов получаются неплохие пиарщики. Правда, они не всегда там задерживаются. Я узнала об этом, когда сама перешла из медиа в пиар-агентство.

Привет! Я Алина Алещенко — журналистка, пиарщица и редакторка. Несколько лет назад я строила карьеру в «Русбейс» и подумать не могла, что однажды окажусь пиарщицей, которая питчит релизы. Рассказываю, почему ушла из журналистики, как меня затянуло в пиар и почему не сложилось и с ним.
Это я)

Как я стала журналисткой

По образованию я учитель русского языка и литературы, но журналистика была моей детской мечтой. На последнем курсе университета, во время летних каникул, я увидела объявление — в местное волгоградское издание искали корреспондента. Я отправила резюме и получила отказ с формулировкой «окончишь институт, приходи» — нужны были сотрудники на полный рабочий день.

Потом наступило первое сентября, местная редакция неожиданно вспомнила обо мне и пригласила на работу.

В интеллектуальном плане первая работа была несложной, но физически и эмоционально давалась мне с трудом. Я ненормированно работала новостником из дома или из офиса редакции: писала новости по информации от корреспондентов и пропускала через себя много негатива. Азы журналистики постигала уже в процессе.
Иногда я не вставала из-за ноута целыми днями. Такая нагрузка бывает везде: и на позиции журналиста, и в работе пиарщика
На первой работе я узнала, что такое выгорание. Наступили 2020 год и ковид — привычный поток новостей изменился на сводки о болезни и смертях. Я чувствовала, что больше не вывожу: морально работа стала даваться очень тяжело.

Тогда я поняла, что пора искать что-то другое. Я уволилась из волгоградской новостной редакции, переехала в Москву и устроилась журналистом в «Русбейс». Там стала работать с колонками о бизнесе, информационных технологиях, финансах и карьере.

Как я впервые познакомилась с пиарщиками

Совместная работа с пиарщиками началась в «Русбейс». Это были очень разные люди со своими представлениями о работе СМИ, предубеждениями и стереотипами. Например, одна пиарщица только начала свою карьеру и боялась общаться с журналистами, потому что считала их заносчивыми и грубыми. Я стала её первым журналистом, и она очень обрадовалась, когда поняла, что на деле всё не так плохо и страшно.
Не знаю, кто вначале боялся больше: пиарщики меня или я пиарщиков.
Здесь я с коллегами из «Русбейс». Тогда у нас был корпоратив, и мы играли на нём в квиз
Встречались и неприятные персонажи. Однажды пришла пиарщица с неинтересным инфоповодом. До этого мы публиковали партнёрскую новость с мероприятием, которое она продвигала. Поэтому девушка посчитала, что её текст очень кстати. Но формат был не наш, и я отказала. Пиарщица приняла отказ за личное оскорбление и написала в ответ гадости.

Поначалу было неясно, как общаться с пиарщиками и чего от них ожидать. Но со временем я научилась к каждому находить свой подход. С некоторыми пиарщиками мы подружились, и эта дружба помогла мне безболезненно перейти из медиа в пиар. Хотя это тоже спорный опыт, расскажу дальше.
Это мы с коллегами из коммерческого отдела РБ, с которыми я работала последние полгода

Как я ушла в пиар

Однажды я поняла, что снова выгорела. Объём работы был большой: я могла с утра до вечера сидеть, не вставая из-за компьютера. Так пришла мысль немного изменить карьерный трек: продолжать писать тексты, но для продуктовой редакции.

На поиск работы я потратила три месяца, но мне так и не попалось ничего подходящего. На решение уволиться это не повлияло: я просто понимала, что уйду в никуда.

Когда до увольнения оставалась неделя, позвонила знакомая пиарщица. Я сказала: «Присылай материал, если успею — гляну. А вообще я увольняюсь».

Не знаю, кто меня дёрнул за язык, но я рассказала, что ищу работу и рассматриваю предложения. Она ответила, что в её агентство требуется пиарщик. Мы немного поговорили, пошутили про журналистский опыт, и я получила офер.
Вот так быстро, сама не понимаю как, я оказалась в пиаре.
Почему у меня не сложилось с пиаром
С пиарщиками мне было комфортно, как среди своих. А в работе пиарщиком — не совсем. У меня был стандартный пул задач по публикациям в СМИ: колонки, питчи, подбор тем для публикаций. Но давалось всё это тяжело. Казалось, меня бросили в холодную воду, и я тону.
Было ужасно дискомфортно выполнять работу «по ту сторону журналистики»: постоянно писать, напоминать о себе, вести коммуникацию с заказчиком. Я всё время мыслила с позиции журналиста.

За полгода работы у меня так и не возникло ощущения, что я на своём месте. Мне попался сложный клиент: приходилось балансировать между его интересами и требованиями издания. Для начинающего пиарщика это трудно, и у меня ничего не получалось.

Когда я пришла в пиар, мне казалось, что я хорошо знаю и понимаю работу. Всего-то нужно было «поменять сторону». Но потом я осознала, что моего опыта журналистки не хватает: со стороны всё выглядит проще и не настолько энергозатратно.

На деле оказалось, что все мои силы уходили на поддержание коммуникации с обеими сторонами, а единственное, что радовало в работе, — это всё те же тексты.

Предубеждения журналистки сыграли свою роль. Во время общения со СМИ мне казалось, что я веду себя как раздражающий пиарщик: слишком частые фоллоу-апы, письма на имейлы в нерабочее время. Спустя полгода такой работы я поняла, что решение о переходе в пиар было моей ошибкой, и ушла из компании.
Четыре заблуждения о работе пиарщиков, из-за которых я вернулась в журналистику
Я сильно заблуждалась, когда думала, что знаю всё о профессии пиарщика. Поэтому если вы так же, как и я, считаете, что журналисту в пиаре будет легко, сначала подумайте. И прочитайте четыре моих самых больших заблуждения об этой работе.
1
В пиаре намного проще, чем в журналистике.

В моменты раздражения на пиарщиков я думала: «Я сижу как редактор, постоянно что-то фигачу, а они там ничего не делают». И я представляла, что будет намного легче, чем в журналистике. Оказалось, совсем не легче.

Одно дело, когда ты пишешь статью, и совсем другое, когда договариваешься с изданием, пишешь статью, согласовываешь с клиентом, питчишь журналистов. И это всё ты, в единственном лице.
2
Работа пиарщика — это «общайся с журналистами и ходи на мероприятия».

Но к журналистам непросто найти подход: все очень разные, и универсального метода подружиться с ними нет. Я, например, как журналистка не особо люблю коммуникацию в мессенджерах и частые пуши. Чтобы всё систематизировать, мне удобно пользоваться почтой. Мой коллега, наоборот, просил пушить его постоянно. И просто «общаться» с журналистами для плодотворного результата не получится.

А мероприятия — это тоже работа, где нужно выполнять задачи агентства или компании, а не просто посидеть и уйти. Нужно найти правильных людей, познакомиться, наладить связи.
Журналист должен уметь редактировать и понимать, что полезно для издания. А пиарщик должен быть хорошим переговорщиком, уметь льстить и замечать настроение собеседника, потому что клиентам хочется подтверждения своей ценности и важности со стороны.
3
С помощью навыков журналиста можно полностью закрывать задачи в пиаре.

Это не так. В пиаре много нюансов, которые неизвестны журналисту. В журналистике не учат балансировать между интересами медиа и клиента — мы всегда отстаиваем позицию редакции. А пиарщику нужно лавировать между двумя мнениями, и это гораздо тяжелее.

Например, бывают ситуации, когда журналисты просят текст по конкретному вопросу и не принимают подачу эксперта. Он же настаивает на своих формулировках и не хочет их менять. Задача пиарщика — сделать так, чтобы обеим сторонам было хорошо. И на это прошлое сотрудника СМИ никак не влияет.
4
В работе пиарщика всё прозрачно и понятно.

На самом деле в пиаре очень высокий уровень неопределённости: ты делаешь много всего, но результат от тебя не зависит.

Чаще всего он зависит от чего угодно, но только не от тебя. Можно запитчить материал, договориться с журналистом о его выходе, а в последний момент публикацию отменят. Казалось бы, задача завершена, уже можно радовать клиента. Но нет…
Не все журналисты остаются в пиаре. Я сдалась, ушла из агентства и снова занимаюсь любимым делом. Последние полгода работала в коммерческом отделе «Русбейс», а сейчас пишу статьи для разных спикеров и медиа, например, для Inc.ru. В будущем планирую перейти в продуктовую редакцию. Сейчас думаю, что лучше следовать тому карьерному треку, который хочешь. Наверное, эксперименты со сменой направления, особенно когда находишься в выгоревшем состоянии, не самое лучшее решение — и стоит сначала разобраться в себе.
  • Алина Алещенко

    журналистка, пиарщица и редакторка